Структура и семантика ранней лирики Димана Белекова
Аннотация
Структура и семантика ранней лирики Димана Белекова. В статье анализируются семантические особенности ранней лирики Д. Белекова, что позволяет выявить образные и пространственные доминанты, репрезентованные в авторском художественном мире. В темпоральном обозначении семантическая структура актуализирована в ассоциативном ряду образов, связанных с весной, а первоцветы, цветущая яблоня, журчащие ручейки талой воды, поля с проталинами и т.д., создавая целостную картину пробуждающейся природы, метафорически воплощают образ молодого поколения. В топонимическом и географическом плане доминирующим является образ родной земли, вбирающий в себя весь комплекс символов-маркеров, характерных для обозначения территории Горного Алтая. Если родина для лирического героя поэта становится источником силы и вдохновения, то для развития ему необходимо движение, понимаемое как освоение «другого» пространства, актуализированное в обобщенном образе голубых далей и многолюдного города с яркими огнями. Центральной в лирике поэта становится тема дороги, воплощенная в мотивах ухода и возвращения.
Скачивания
Metrics
Литература
Адаров А.О. Jӱрегимниҥ ӱнин тыҥда // Алтайдыҥ Чолмоны. 1985. 1, 8 нояб.
Адаров А.О. Ойгор санаалу jалын jиит // Алтайдыҥ Чолмоны. 1997. 10 дек.
Бедюров Б. Кожоҥду jӱрек // Алтайдыҥ Чолмоны. 1976. 23 янв.
Бедюров Б.Я. Иван Белековтыҥ ӱлгерлери // Алтайдыҥ Чолмоны. 1971. 20 февр.
Белеков И.И. Горные вершины: стихи. М., 1985.
Белеков И.И. Јаҥарлу мӧштӧр = Поющие кедры: стихи. Горно-Алтайск, 1982.
Белеков И.И. Кӧктаманду јалаҥдар = Солнечное поле: стихи. Горно-Алтайск, 1974.
Белеков И.И. Кӱрее кожоҥ = Песни в кругу: стихи и поэма. Горно-Алтайск, 1985.
Белеков И.И. Предстояние перед Кӧк Тенгри. Чорос Гуркин, как основа духовного измерения Алтая. Горно-Алтайск, 2020.
Белеков И.И. Эркин эзин = Ветры молодости: стихи. Горно-Алтайск, 1977.
Елемова Г.К. Кожоҥныҥ ийдези баалу ла байлу кеендиктиҥ телекейинде // Алтайдыҥ Чолмоны. 2003. 4 апр.
Ередеев А.Я. Кин Алтайыла тудуш [И. Белековтыҥ ӱлгерлери керегинде] // Алтайдыҥ Чолмоны. 1992. 2 июль.
Ерохин В. Молодость Горного Алтая // Литературная Россия. 1986. 3 янв.
Киндикова Н.М. Эволюция образной системы в алтайской лирике. Горно-Алтайск, 1989.
Когда цветет маральник. Горно-Алтайск, 1985. С.16–39.
Конова И. Г. Смена типов картин мира в песенных текстах второй половины ХХ в. (на примере текстов авторской (бардовской) песни) // Вестник Вятского гос. гум. ун-та. 2013. № 3–1. С. 138–143.
Лелеко В. В. Образы свободы и любви в бардовской песне // Вестник СПбГУКИ. 2013. -№ 3. С. 24–30.
Писатели Горного Алтая: библиографический словарь. Горно-Алтайск, 2019.
Прапара А. Представляем молодых // Литературная Россия. 1985. 13 сент. С. 4.
Разгулина Л.А. Субъектность и контактность в ранней поэзии Роберта Крили // Филология и человек. 2018. № 4. С. 142–150.
Соколова М.Г. Типы семантических преобразований дендронимов в поэтических текстах А.В. Ширяева // Филология и человек. 2020. № 2.
Торбоков Т. Jаҥарлу мӧштӧр // Алтайдыҥ Чолмоны. 1983. 22 янв.
Укачин Б.У. Представляем молодых // Литературная Россия. 1983. 1 июля. С. 19.
Худенко Е.А. Жизнетворчество писателя как текст: особенности структуры // Филология и человек. 2016. № 2. С.166–176.
Чукуев В. Нести энергию добра // Алтайдыҥ Чолмоны. 2003. Тулаан айдыҥ 22-чи кӱни.
Шинжин Т.Б. Ак сӱмерлер алдында // Алтайдыҥ Чолмоны. 1974. 2 июль.
References
Adarov A.O. Jӱregimniҥ ӱnin tinda [Listen to the voice of my heart]. Altaydyҥ Cholmony [Star of Altai]. 1985. November 8.
Adarov A.O. Oygor sanaalu jalyn jiit [A young poet with a wise mind]. Altaydyҥ Cholmony [Star of Altai]. 1997. December 10.
Bedyurov B. Kozhondu jӱrek [Singing Heart]. Altaydyҥ Cholmony [Star of Altai]. 1976. January 23.
Bedyurov B.Ya. Ivan Belekovtyn ӱlgerleri [Poems by Ivan Belekov] // Altaydyҥ Cholmony [Star of Altai]. 1971. Fevr.20.
Belekov I. I. Erkin ezin [Winds of youth]. Gorno-Altaysk, 1977.
Belekov I. I. Gornye vershiny: stikhi [Mountain peaks: poems]. M.,1985.
Belekov I. I. Koktamandu јalaҥdar [Solar field: poems]. Gorno-Altaysk, 1974.
Belekov I. I. Kyree kozhon [Songs in a circle]. Gorno-Altaysk, 1985.
Belekov I. I. Predstoyanie pered Kӧk Tengri. Choros Gurkin, kak osnova dukhovnogo izmereniya Аltaya [The stalk is in front of KӧK Tengri. Choros Gurkin, as the basis for measuring the spiritual Altai]. Gorno-Altaysk, 1977.
Belekov I. I. Јanarlu moshtor [Singing Cedars]. Gorno-Altaysk, 1982.
Chukuev V. Nesti energiyu dobra [Carry the energy of good]. Altaydyҥ Cholmony [Star of Altai]. 2003. 22 march.
Elemova G.K. Kozhoҥnyҥ iydezi baalu la baylu [The power of the word is precious and sacred]. Altaydyҥ Cholmony [Star of Altai]. 2003. 4 april.
Eredeev A.Ya. Kin Altayyla tudush: I. Belekovtyҥ ӱlgerleri kereginde [Connected with his native Altai: about the poems of D. Belekov]. Altaydyҥ Cholmony [Star of Altai]. 1992. July 2.
Erokhin V. Molodost' Gornogo Аltaya [Youth of the Altai Mountains]. Literaturnaya Rossiya [Literary Russia]. 1986. 3 yanv.
Khudenko E.A. Zhiznetvorchestvo pisatelya kak tekst: osobennosti struktury [The writer's Life Creation as a text: structural features]. Filologiya i chelovek [Philology and man]. 2016. No 2. Pp.166–176.
Kindikova N.M. Evolyutsiya obraznoj sistemy v altajskoj lirike [The evolution of the figurative system in the Altai lyrics]. Gorno-Altaysk, 1989.
Kogda tsvetet maral'nik [When the maralnik blooms]. Gorno-Altaysk, 1985. Pp.16–39.
Kokyshev L.V. Jiit ӱnder [Young voices]. Kadyn [Katun]. 1973. No. 2. P. 36.
Konova I. G. Smena tipov kartin mira v pesennykh tekstakh vtoroy poloviny KhKh v. (na primere tekstov avtorskoy (bardovskoy) pesni) [Changing types of world pictures in song texts of the second half of the twentieth century. (on the example of the lyrics of the author's (bard's) song)].Vestnik Vyatskogo gos. gum. un-ta [Bulletin of the Vyatka State Gum. un-ta]. 2013. No. 3–1. P. 138–143.
Leleko V. V. Obrazy svobody i lyubvi v bardovskoy pesne [Images of Freedom and Love in the Bard song]. Vestik SPbGUKI [Bulletin of the Saint-Petersburg State Institute of Culture]. 2013. –No. 3. P. 24–30.
Pisateli Gornogo Altaya: bibliograficheskiy slovar' [Writers of the Altai Mountains: a bibliographic dictionary]. Gorno-Altaysk, 2019.
Prapara А. Predstavlyaem molodykh [Introducing the young]. Literaturnaya Rossiya [Literary Russia]. 1985. 13 sent. P. 4.
Razgulina L.A. Sub"ektnost' i kontaktnost' v ranney poezii Roberta Krili [Subjectivity and Contact in the Early Poetry of Robert Creeley]. Filologiya i chelovek [Philology and man]. 2018. No. 4. Рp. 142–150.
Shinzhin T.B. Ak sӱmerler aldynda [Under the white tops]. Altaydyҥ Cholmony [Star of Altai]. 1974. 2 iyul'.
Sokolova M.G. Tipy semanticheskikh preobrazovaniy dendronimov v poeticheskikh tekstakh A.V. Shiryaeva // Filologiya i chelovek [Philology and man]. 2020. No. 2.
Torbokov T. Janarlu mjoshtjor [Singing Cedars]. Altaydyҥ Cholmony [Star of Altai]. 1983. 22 january.
Ukachin B.U. Predstavlyaem molodykh [Introducing the young]. Literaturnaya Rossiya [Literary Russia]. 1983. 1 iyulya. P. 19.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.