Maxim of the Herdsman in the Intermedial Discourse of Shukshin's Stories
Abstract
. An attempt has been made to analyze the influence of I. P. Popov's painting "Herdsman" on the ideological, narrative, semiotic, pictorial content of Shukshin's artistic space. The experience of the mutual aesthetic attraction of a writer and an artist is considered: the intersection of worldview concepts, the exchange of plots, the use of different artistic languages, and development of techniques at the junction of visual and verbal art. Through the image of a herdsman, perceived in Popov's yet undeveloped vision of the mid 1950s, Shukshin builds on his own concept of national character, enriches philosophical experience of understanding life and human's place in it, attitude to death, delves deeply into the theme of creativity, searches for the ideal of the artist. Mythologems and semiologems (horse, rain, dawn, loneliness) reproduced on Popov's canvas would become leitmotivs of Shukshin's prose; shapes and color, brush strokes and accents, genre syncretism (landscape and portrait) would be embodied in his poetic manner, the existential pathos of Popov's work would also be shared by the writer.
Downloads
Metrics
References
Библиографический список
Брагина Л. А. Изобразительная «шукшиниана» в творчестве сибирских художников // Известия Алтайского университета. 2013. № 2-2(78).
Гаврилов В. В. Духовный путь героя рассказа В.М. Шукшина «Алеша Бесконвойный» как отражение исканий автора // Филологический вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 4. С. 113-121.
Гончаров П. А. Трансформация «разинского типа» в прозе В. Шукшина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 6(110).
Кэрлот Х. Э. Словарь символов. М., 1994.
Лаврова З. «Хороший братка Ваня» // Ведомости законодательного собрания Новосибирской области: Общество. 27.03.2009. № 15 (984). URL: https://xn--b1aecnthebc1acj.xn--p1ai/article/29511
Марьин Д. В. Несобственно-художественное творчество В. М. Шукшина: поэтика, стилистика, текстология: дис. ... доктора филологических наук. Саратов, 2015.
Марьин Д. В. Эпистолярное творчество В.М. Шукшина // Филология и человек. 2010. № 4.
Московкина Е. А. «Вянет-пропадает» В. М. Шукшина и «Разговор» И. П. Попова: интермедиальность и интертекстуальность // Культура и текст. 2022. № 4(51).
Попов И. П. Дневник художника. Барнаул, 2011.
Рыбальченко Т. Л. Алеша Бесконвойный // Творчество В. М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. Т. 3: Интерпретация художественных произведений В. М. Шукшина. Публицистика В. М. Шукшина. Барнаул, 2007.
Сокольская Т. Е. Дневник художника // Сибирские огни. 2017. № 4. URL: http://xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/content/dnevnik-hudozhnika
Тевс О. В. Шляпа // Творчество В. М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. Т. 2: Эстетика и поэтика прозы В. М. Шукшина. Мотивы и символы творчества В. М. Шукшина. Диалог культур. Барнаул, 2006.
Топоров В. Н. Орфей // Мифы народов мира. М., 1994.
Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996.
Список источников
Иван Попов. Воспоминания о Шукшине в рисунках. Барнаул, 2016.
Иван Попов. Живопись, графика в музеях и частных собраниях. Новосибирск, 2017.
Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-и кн. Кн. вторая. Верую! М., 1998.
Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-и кн. Кн. первая. Охота жить. Рассказы. М., 1998а.
Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-и кн. Кн. третья. Странные люди. М., 1998б.
Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-и кн. Кн. шестая. Я пришел дать вам волю. М., 1998в.
Шукшин В. М. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 8: Публицистика. Статьи. Интервью. Беседы. Выступления. Письма. Рабочие записи. Автографы. Документы. Стихотворения. Барнаул, 2009.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.