Максима табунщика в интермедиальном дискурсе рассказов В. М. Шукшина
Аннотация
Предпринята попытка анализа влияния картины И. П. Попова «Табунщик» на идейно-содержательное, семиотическое, изобразительное наполнение художественного пространства В. М. Шукшина. Рассмотрен опыт эстетического притяжения писателя и художника: пересечение мировоззренческих концепций, обмен сюжетами, использование разных художественных языков, разработка приемов на стыке визуального и вербального искусства. Через образ табунщика, угаданный в неоформленном еще замысле Попова середины 1950-х гг., Шукшин дополняет собственную концепцию национального характера, обогащает философский опыт понимания жизни и места человека в ней, отношения к смерти, углубляется в тему творчества, ищет идеал художника. Мифологемы и семиологемы (конь, дождь, заря, одиночество), воспроизведенные на полотне Попова, станут лейтмотивами прозы Шукшина; формы и колорит, штрихи и акценты, жанровый синкретизм (пейзаж и портрет) найдут воплощение в его поэтической манере, близким писателю окажется и экзистенциальный пафос произведения Попова.
Скачивания
Metrics
Литература
Библиографический список
Брагина Л. А. Изобразительная «шукшиниана» в творчестве сибирских художников // Известия Алтайского университета. 2013. № 2-2(78).
Гаврилов В. В. Духовный путь героя рассказа В.М. Шукшина «Алеша Бесконвойный» как отражение исканий автора // Филологический вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 4. С. 113-121.
Гончаров П. А. Трансформация «разинского типа» в прозе В. Шукшина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 6(110).
Кэрлот Х. Э. Словарь символов. М., 1994.
Лаврова З. «Хороший братка Ваня» // Ведомости законодательного собрания Новосибирской области: Общество. 27.03.2009. № 15 (984). URL: https://xn--b1aecnthebc1acj.xn--p1ai/article/29511
Марьин Д. В. Несобственно-художественное творчество В. М. Шукшина: поэтика, стилистика, текстология: дис. ... доктора филологических наук. Саратов, 2015.
Марьин Д. В. Эпистолярное творчество В.М. Шукшина // Филология и человек. 2010. № 4.
Московкина Е. А. «Вянет-пропадает» В. М. Шукшина и «Разговор» И. П. Попова: интермедиальность и интертекстуальность // Культура и текст. 2022. № 4(51).
Попов И. П. Дневник художника. Барнаул, 2011.
Рыбальченко Т. Л. Алеша Бесконвойный // Творчество В. М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. Т. 3: Интерпретация художественных произведений В. М. Шукшина. Публицистика В. М. Шукшина. Барнаул, 2007.
Сокольская Т. Е. Дневник художника // Сибирские огни. 2017. № 4. URL: http://xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/content/dnevnik-hudozhnika
Тевс О. В. Шляпа // Творчество В. М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. Т. 2: Эстетика и поэтика прозы В. М. Шукшина. Мотивы и символы творчества В. М. Шукшина. Диалог культур. Барнаул, 2006.
Топоров В. Н. Орфей // Мифы народов мира. М., 1994.
Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996.
Список источников
Иван Попов. Воспоминания о Шукшине в рисунках. Барнаул, 2016.
Иван Попов. Живопись, графика в музеях и частных собраниях. Новосибирск, 2017.
Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-и кн. Кн. вторая. Верую! М., 1998.
Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-и кн. Кн. первая. Охота жить. Рассказы. М., 1998а.
Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-и кн. Кн. третья. Странные люди. М., 1998б.
Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-и кн. Кн. шестая. Я пришел дать вам волю. М., 1998в.
Шукшин В. М. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 8: Публицистика. Статьи. Интервью. Беседы. Выступления. Письма. Рабочие записи. Автографы. Документы. Стихотворения. Барнаул, 2009.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.