Поэтика «саспенса» в современных психологических триллерах (на материале романов «Ученик» (2018 г.) и «Провал» (2019 г.) М. Юрта и Х. Русенфельдта)
Аннотация
В статье рассматривается понятие «саспенс» на материале исследований отечественных и зарубежных литературоведов и основные средства его создания в современных психологических триллерах, определяются основные направления реализации данного художественного приема на примере романов последнего литературного поколения. Анализируются особенности композиционного построения, стилистического единства, художественных средств выразительности и лингвистического состава, а также исследуется, какое эмоциональное воздействие эти приемы оказывают на читателей, как создается напряженное чувство ожидания. В качестве материалов для анализа предлагаются фрагменты психологических романов «Ученик» (публикация 2018 г.) и «Провал» (публикация 2019 г.) скандинавских писателей Х. Русенфельдта и М. Юрта, в которых авторы реализуют прием «саспенс» не только на языковом, но и на текстовом уровне. Отмечается уникальность техники создания атмосферы возрастающего тревожного ожидания в психологических триллерах XXI в. на всех уровнях организации текста.
Скачивания
Metrics
Литература
Дьякова Т. В. Характеристика жанра «Триллер» и его поджанры // Lingua mobilis. 2013. № 5 (44). С. 32 – 36.
Жогова И. Г., Кузина Е. В., Медведева Л. Г., Надеждина Е. Ю. Языковые средства создания саспенса в произведениях жанра «триллер» и способы их актуализации (на материале романов англоязычных авторов) // Язык и культура. 2018. № 43. С. 46 – 57.
Стивен М. Остросюжетные жанры и их специфика. [Электронный ресурс]. URL: http://samlib.ru/m/makgaf_s/a1-1.shtml (дата обращения 06.05.2024).
Трембицкий О. В. Композиционные особенности жанра триллер в современной литературе // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. №10 (66) [Электронный ресурс]. URL: https://scipress.ru/philology/articles/kompozitsionnye-osobennosti-zhanra-triller-v-sovremennoj-literature.html (дата обращения 07.05.2024).
Федорчукова Л. А., Аристова А. К. Стилистические особенности жанров «триллер» и «детектив» // Язык и мир изучаемого языка. Саратов, 2019. С. 69 – 75.
Шошина Т. А. Триллер как жанр в американской культуре // Поиск (Волгоград). 2019. № 1 (10). С. 132-137.
Cawelti J.G. Adventure, mystery, and romance: Formula stories as art and popular culture.
Chicago: The University of Chicago, 1976. 336 p. URL: https://archive.org/details/adventuremystery0000cawe/page/n5/mode/1up (дата обращения 05.05.2024).
Hoffman J., Fahr A. Re-experiencing suspense and surprise: processes of repeated exposure to narrative fiction. Lecture at the «Penal exploring the cognitive and affective effects of narrative»// 57-th Annual Conference of the International Communication Association. 2007. San Francisco, 2013. 460p.
Источники
Юрт М., Русенфельдт Х. Провал. М., 2022. 416 c.
Юрт М., Русенфельдт Х. Ученик. М., 2023. 576 c.
References
D'yakova T. V. Kharakteristika zhanra «Triller» i ego podzhanry [Characteristics of the Thriller genre and its subgenres]. Lingua mobilis. 2013. No. 5 (44). S. 32 – 36.
Zhogova I. G., Kuzina E. V., Medvedeva L. G., Nadezhdina E. Yu. Yazykovye sredstva sozdaniya saspensa v proizvedeniyakh zhanra «triller» i sposoby ikh aktualizatsii (na materiale romanov angloyazychnykh avtorov) [Linguistic means of creating suspense in works of the «thriller» genre and methods of their actualization (based on the material of novels by English-speaking authors)]. Yazyk i kul'tura. 2018. No. 43. S. 46 – 57.
Stiven M. Ostrosyuzhetnye zhanry i ikh spetsifika [Action genres and their specificity].URL: http://samlib.ru/m/makgaf_s/a1-1.shtml (accessed 06.05.2024).
Trembitskiy O. V. Kompozitsionnye osobennosti zhanra triller v sovremennoy literature [Compositional features of the thriller genre in modern literature]. Filologicheskiy aspekt: mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal. 2020. No. 10 (66). URL: https://scipress.ru/philology/articles/kompozitsionnye-osobennosti-zhanra-triller-v-sovremennoj-literature.html (accessed 07.05.2024).
Fedorchukova L. A., Aristova A. K. Stilisticheskie osobennosti zhanrov «triller» i «detektiv» [Stylistic features of the «thriller» and «detective» genres]. Yazyk i mir izuchaemogo yazyka [Language and the world of the target language]. Saratov, 2019. S. 69 – 75.
Shoshina T. A. Triller kak zhanr v amerikanskoy kul'ture [Thriller as a genre in American culture] // Poisk (Volgograd). 2019. No. 1 (10). S. 132-137.
Cawelti J.G. Adventure, mystery, and romance: Formula stories as art and popular culture.
Chicago. The University of Chicago, 1976. 336 p. URL: https://archive.org/details/adventuremystery0000cawe/page/n5/mode/1up (дата обращения 05.05.2024).
Hoffman J., Fahr A. Re-experiencing suspense and surprise: processes of repeated exposure to narrative fiction. Lecture at the «Penal exploring the cognitive and affective effects of narrative». 57-th Annual Conference of the International Communication Association. 2007. San Francisco, 2013. 460p.
List of sources
Yurt M., Rusenfel'dt Kh. The Apprentice. Moscow, 2023. 576 s.
Yurt M., Rusenfel'dt Kh. Failure. Moscow, 2022. 416 s.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.